БАРС.КНД (Контрольно-надзорная деятельность)

БАРС.Контрольно-надзорная деятельность. 

Программный комплекс обеспечивает автоматизацию контрольно-надзорной деятельности региональных органов исполнительной власти. Решает задачи по сокращению времени подготовки и проведения контрольно-надзорных мероприятий соответствующими государственными органами путем автоматизации основных процессов при реализации полномочий. Решение отвечает требованиям Стандарта информатизации Минкомсвязи РФ, предусматривающего 3 уровня соответствия функциональных и технологических характеристик и требованиям регионального проектного офиса по реализации всей реформы.

7 приоритетных видов КНД:

  • Региональный государственный экологический надзор;
  • Региональный государственный ветеринарный надзор;
  • Государственный жилищный надзор;
  • Лицензионный контроль в за деятельностью по управлению многоквартирными домами;
  • Лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции;
  • Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
  • Региональный государственный строительный надзор.

Решает задачи:

  • Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • Оценка результативности и эффективности осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • Информационное взаимодействие между органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, органами прокуратуры и иными органами;
  • Проведение мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Соответствует:

  • Федеральному закону № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
  • Постановлению Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

ПРЕИМУЩЕСТВА

Полная информатизация контрольно-надзорной деятельности посредством разработки и внедрения ВИС ОНД позволяет:

  • Кратно сократить время на проведение контрольных мероприятий;
  • Повысить результативность и прозрачность контрольных мероприятий;
  • Создать новую модель прогнозирования и предупреждения ущерба;
  • Снизить коррупционные риски;
  • Достичь целевые показатели приоритетного проекта;
  • Обеспечить единые методологические подходы к осуществлению контрольной деятельности, единого структурированного классификатора нарушений;
  • Формировать единый реестр поднадзорных объектов на основании актуальных и достоверных данных;
  • Снизить число сплошных проверок подконтрольных субъектов;
  • Автоматизация сбора и анализа сводной информации об осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, а также повышение доступности указанной информации для хозяйствующих субъектов и граждан.
  • Использовать данные из существующих в ведомстве информационных систем контрольно-надзорной деятельности, что обеспечивает первичное наполнение единой базы данных.

Функциональные возможности БАРС.Контрольно-надзорная деятельность

Подсистема учета, обработки и управления КНО

В подсистеме должен быть реализован механизм сбора, учёта и обработки показателей для определения и присвоения категорий риска проверяемых объектов, в том числе, с использованием СМЭВ.

На основе применения Стандарта информатизации контрольно-надзорной деятельности в подсистеме должны быть созданы и использоваться для планирования контрольно-надзорных мероприятий исчерпывающие реестры проверяемых объектов:

  • Реестр объектов контроля (надзора);
  • Реестр обязательных требований;
  • Реестр планов надзорных мероприятий;
  • Реестр надзорных мероприятий;
  • Реестр предписаний.

Подсистема планирования и профилактики КНД

Подсистема планирования и профилактики контрольно-надзорной деятельности включает в себя профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушения обязательных требований. Для повышения информированности хозяйствующих субъектов о предъявляемых к ним обязательных требованиях в подсистеме должен быть перечень типовых нарушений, который должен публиковаться на портале КНД. Такие типовые нарушения предусматривается классифицировать по степени риска причинения вреда вследствие нарушений обязательных требований и тяжести последствий таких нарушений.

  • План-графики профилактических мероприятий контрольно-надзорной деятельности;
  • Реестр профилактических работ;
  • Реестр «Сезонные операции»;
  • План проведения практических тренировок;
  • План профилактических рейдовых осмотров территорий;
  • Модуль «Тестирование/Инструктаж».

Подсистема оценки результативности и эффективности контрольно-надзорных органов

Подсистема основана на количестве выявленных нарушений и размере санкций, к оценке размера предотвращенного ущерба. Возможность предоставления динамики показателей ущерба в подконтрольных сферах.

Подсистема должна содержать алгоритмы расчета показателей результативности и эффективности контрольно-надзорных мероприятий на основании Базовой модели Минэкономразвития России, и автоматическая отправка данных расчета и первичных данных о проведенных КНМ в ГАС «Управление» с использованием СМЭВ.

В подсистеме должен быть механизм материальной и нематериальной мотивации инспекторского состава органов надзорной деятельности согласно разработанных стандартов кадрового менеджмента. Эти стандарты должны в итоге перенаправить работу инспекторов на риск-ориентированный подход и увязать их вознаграждения с размером предотвращённого ущерба.

Подсистема отчетности КНО

Формирование регламентированной и нерегламентированной отчетности строится на количественных показателях выявленных нарушений и санкций.

Сбор аналитической информации по результатам контрольных мероприятий (оценка эффективности действий как отдельных инспекторов, так и контрольно-надзорного органа в целом, интегрированные показатели результативности контрольно-надзорной деятельности, стоимость одной проверки, средний предотвращенный ущерб каждой проверки, эффективность профилактических мер и другие характеристики, позволяющие анализировать состояние контрольной отрасли в разрезе профиля рисков, видов деятельности, региона подконтрольных субъектов и взаимоотношений с контрольно-надзорными органами).

В подсистеме отчетности должна быть возможность проведения обработки и обобщения поступивших данных по формам отчетности и представлять их в соответствии с План-графиком в главное управление КНО, а также отдельно по каждому территориальному органу.

Подсистема интеграции

Перечень информационных систем:

  • Единый реестр проверок;
  • Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг;
  • Единый портал государственных и муниципальных услуг;
  • ГАС «Управление»;
  • Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • иные ведомственные информационные системы.

Для интеграции в подсистеме должны использоваться электронные сервисы.

В рамках интеграции необходимо предусмотреть:

  • Правила и ограничения по доступу к системам, использованию и редактированию содержащихся в них данных;
  • Состав и структуры данных в системах, подлежащих экспорту и импорту;
  • Механизмы разрешения конфликтов при обмене данными;
  • Механизмы согласования внеплановых проверок;
  • Состав данных о результатах проверок и их структуру.

Подсистема НСИ

Для обеспечения использования в Системе единообразной нормативно-справочной информации должна быть разработан подсистема НСИ.

Подсистема нормативно-справочной информации представляет собой единую модель справочников, использующихся в информационных системах, обеспечивающих поддержку контрольно-надзорной деятельности.

Портал контрольно-надзорной деятельности

На основе применения Стандарта информатизации, разработанного Минкомсвязи России портал должен предоставлять функцию личных кабинетов, как для подконтрольных субъектов, так и для самих инспекторов, в которых будет предоставляться набор сервисов.

  • Аутентификация и авторизация пользователей в региональном сегменте должна осуществляться посредством ЕСИА.
  • На портале необходимо публиковать:
  • статистику типовых и массовых нарушений обязательных требований;
  • комментарии о последствиях неисполнения таких требований;
  • обзоры судебной практики по всем видам надзорной деятельности;
  • разъяснение новых требований нормативных правовых актов, подготовленных и принятых, в том числе, по поручению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, на основе предложений предпринимательского сообщества.

«Личные кабинеты должностного лица» используются для планирования и исполнения контрольно-надзорных мероприятий с использованием исчерпывающих реестров проверяемых объектов. Должностные лица надзорных органов вносят данные о проверках в «Личном кабинете должностного лица». Возможность оформления Акта проверки в электронном виде с использованием электронной подписи.

«Личные кабинеты подконтрольных субъектов» должны информировать по запланированным проверкам, проведенным проверкам, результатам этих проверок, а после проведения проверки субъект должен иметь возможность посмотреть предписания, которые ему даны, и дать информацию об исполнении этих предписаний. Дополнительные возможности Личного кабинета:

  • Самодиагностика для проверяемых субъектов путем анкетирования на основании систематизированных обязательных требований;
  • Обжалование поднадзорными субъектами проверок в их отношении и результатов проведенных проверок с использованием электронных сервисов;
  • Предоставление информации об исполнении предписаний от проверяемых субъектов;
  • Досудебное обжалование в электронном виде, в том числе, с использованием «Личного кабинета».

Портал также должен содержать электронные паспорта проверок и проверочные листы в зависимости от функционального назначения объектов защиты (контроля), для возможности получения результатов проверок в смежной сфере от другого ведомства.

Модуль «Умный контроль», где вводится система чек-листов, которые не позволят инспектору выписать предписание о нарушении, если в системе этого требования нет. Также должен осуществляться обмен лучшими практиками между ведомствами.

Модуль «Обратная связь» — интерактивное взаимодействие субъекта контроля и представителя контрольно-надзорного органа.

Модуль «самодекларации» — возможность электронного декларирования поднадзорными субъектами на основании Проверочных листов позволит избежать так называемого человеческого фактора и прямого контакта инспектора с предпринимателем при проверках на местах.

Модуль «Обучение» должен содержать механизм обучения (включая самообучение) подконтрольных субъектов, в том числе с использованием информационных технологий, самостоятельной оценки подконтрольным субъектом соблюдения предъявляемых к нему обязательных требований («Электронное самодекларирование»), в том числе с использованием «Личного кабинета» в сети «Интернет», проверочных листов, содержащих обязательные требования по видам контрольно-надзорной деятельности. Модуль «Обучение» должен содержать раздел дистанционного обучения руководителей всех уровней контрольно-надзорных органов, инспекторского состава и административно-хозяйственного персонала современным методам реализации контрольно-надзорной деятельности и обеспечения функционирования контрольно-надзорного органа с использованием «on-line» курсов и иных подобных инструментов.

Функционал личных кабинетов на ЕПГУ обеспечивает доступ к информации для юридических лиц — объектов КНД.  Функционал личных кабинетов в АИС ОНД обеспечивает доступ к информации инспекторов контрольных органов.

Аналитический модуль

Аналитический модуль должен решать задачи оперативного анализа и прогнозирования.

Аналитический модуль должен осуществлять мониторинг применения системы управления рисками и по его результатам проводить переоценку рисков, в том числе с использованием Big Data с учетом рекомендаций ОЭСР. Анализ рисков должен обеспечивать проведение международных сопоставлений эффективности систем управления рисками.

Мобильное приложение

Необходимо предусмотреть разработку версии Портала для просмотра его содержимого на мобильном (сотовом) телефоне или ином мобильном устройстве, а также компьютере, при наличии установленных браузеров, поддерживающих эту технологию.

Для максимально прозрачного и контролируемого процесса деятельности контрольно-надзорной деятельности и для организации работы инспекторов, а так же ускорения оформления документов необходимо организовать поставку планшетных компьютеров на местах.  (Проработать схему приобретения по инвестиционному соглашению с оператором связи, или по формату ГЧП).